Мастер-класс "Особенности использования новых приемов и способов звукоизвлечения на духовых инструментах в условиях современной исполнительской практики"
24 марта 2021 года в Краснодарском государственном институте культуры в онлайн-режиме на кафедре оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов состоялся мастер-класс "Особенности использования новых приемов и способов звукоизвлечения на духовых инструментах в условиях современной исполнительской практики".
В мероприятии приняли участие более 20 человек. В их числе студенты и магистранты кафедры, профессорско-преподавательский состав, а также представители учебно-методического управления КГИК.
Одной из главных целей мастер-класса являлось освещение новейших тенденций обучения на оркестровых духовых инструментах, а также выявление и использование новых приемов звукоизвлечения в условиях современной исполнительской практики.
Открыл мероприятие доцент кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов Харатянц Алексей Юрьевич. В своем выступлении "Особенности использования новых исполнительских приемов на медных духовых инструментах" докладчик обобщил основные исполнительские приемы, используемые в современной практике при игре на медных духовых инструментах, и, конкретно, при игре на валторне. Автор также рассказал о способах игры закрытых звуков, как с использованием сурдины, так и на примере так называемой "техники правой руки", что также было продемонстрировано наглядно. В заключение своего выступления А.Ю. Харатянц уделил особое внимание необходимости игры на F валторне или на двойной валторне с целью формирования правильных звуковых представлений.
Преподаватель кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов Красильников Юрий Владимирович рассказал о инновационных приемах и способах звукоизвлечения на саксофоне при исполнении джазовой музыки. Прежде чем углубиться в тонкости непосредственно джазовых приемов звукоизвлечения на саксофоне, Ю.Красильников провел параллель с классическими способами игры на деревянных духовых инструментах, выявил общие черты и определил различия. Первостепенной задачей в обучении, докладчик видит кропотливую и осознанную работу над артикуляцией. В противовес классическим образцам detache и legato он приводит специфический джазовый штрих, представляющий собой постоянное чередование двух залигованных нот. Здесь крайне важна так называемая система акцентирования на слабую долю. Ю.Красильников продемонстрировал эти джазовые приемы звукоизвлечения на примере, исполнив их в стилях блюз и свинг. В заключение докладчик подчеркнул, что вся современная популярная музыка выросла и из традиционной джазовой музыки, в связи, с чем он видит актуальность и целесообразность обучения именно джазовой манере игры на саксофоне. Делая упор на современные приемы и способы звукоизвлечения на инструменте, Ю.Красильников все же дает рекомендацию слушать классическую джазовую музыку 50-60х годов в целях формирования вкуса и кругозора.
В завершение мероприятия выступила преподаватель кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов Хабибуллина Ксения Хасыровна с докладом на тему "Современные тенденции игры на флейте (на примере произведений Яна Кларка)". К.Хабибуллина рассказала об основных современных тенденциях игры на флейте на примере произведений современных композиторов. В связи с поиском новых выразительных возможностей в XX веке в музыке появляется ряд новых технических приемов игры на инструменте. Среди них докладчиком были выделены следующие: мультифоны, микротоны, микроинтервалы, эффект "эхо", фруллато, вибрато, амбушюр. На примере произведений композиторов Я.Кларка, Э. Вареза, А. Жоливе, Л. Берио, Такемицу и др. были продемонстрированы данные приемы в полной мере. Так, например, в произведении Х. Солберга "Скользя по ветру" используется прием удара по клапанам со звуком неопределенной высоты, в "Секвенции" Берио мультифонная техника, удар по клапанам с тремоло со звуком и без него, в "Вариациях" У. Мамлок эффект "эхо" и обертоновый звукоряд.
К. Хабибуллина, признавая необходимость изучения традиционных приемов звукоизвлечения на флейте, подчеркнула важность овладения как можно большим арсеналом новейших технических приемов, поскольку они помогают придать звучанию инструмента новую окраску, обогащают музыкальный язык, что может свидетельствовать о большем мастерстве исполнителя и способствовать более полноценному, художественно целостному исполнению.
Все выступления сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Также преподавателями кафедры ОСДУИ были даны рекомендации по освоению музыкального инструмента и подбору репертуара.