Учебно-методический мастер-класс «СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ОГРАНИЧЕННОЙ ПАЛИТРОЙ»

В рамках реализации плана учебной работы вуза, 5 июня 2025 года в Краснодарском государственном институте культуры состоялся мастер-класс «Спецификаработысограниченнойпалитрой».

Цель проведения мастер-класса – демонстрация профессионального мастерства и опыта в построении цветовой гармонии  на ограниченной палитре, наглядный показ и выявление выразительных возможностей данного художественного приёма, обмен опытом педагогической деятельности его участников по преподаванию живописи в системе высшего профессионального образования КГИК – была достигнута, дискуссионное обсуждение проблемных вопросов прошло активно, поставленные задачи выполнены. 

С приветственным словом о значимости  владения профессиональными приёмами и необходимости мотивации студентов к творческой деятельности выступила автор мастер-класса Белецкая Надежда Владимировна, доцент кафедры академического рисунка и живописи, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры». Она отметила, что живопись на ограниченной палитре следует рассматривать не только, как метод на  начальном этапе обучения изобразительному искусству, но и как живописный приём, используемый для достижения художественной выразительности при решении разноплановых творческих задач. Владение разнообразными приёмами предоставляет широкие возможности для развития творческого потенциала и формирования профессиональной грамотности у будущих живописцев.

Основная часть мастер-класса была посвящена особенностям и специфике работы на ограниченной палитре. Особое внимание было уделено выразительным возможностям данного художественного метода, подбору  материалов и способам построения цветовых гармоний на ограниченной палитре.

Отдельно участники семинара обсудили вопросы, связанные со спецификой работы на ограниченной палитре. Студенты группы Сж-22 были активно вовлечены в дискуссию и задавали вопросы. Так, например, студентка 3 курса Сушкова О.В. задала вопрос: – «Можно ли считать триаду основных цветов ограниченной палитрой?». Ведущая мастер-класса, Н.В. Белецкая пояснила, что триада основных цветов (красный, жёлтый, синий) не может считаться ограниченной палитрой, так как является первоисточником образования вторичных, третичных цветов цветового спектра и всего многообразия цветовых нюансов.

В ходе встречи обсуждались вопросы подбора материалов для ограниченной палитры по ахроматическому и хроматическому принципу, в зависимости от решения той или иной художественной задачи. Автор мастер-класса, Н.В. Белецкая пояснила, что в пейзажном жанре, работая на ограниченной палитре очень эффектно можно построить колористическое решение и передать состояние времени суток, а в живописном портрете с натуры ограничение палитры помогает достичь тончайшей валёрности, которая способствует максимальной убедительности в передаче объёма, атмосферы и глубины пространства.

Завершая мастер-класс «Спецификаработысограниченнойпалитрой».Калашникова Елена Андреевна, заведующий кафедрой академического рисунка и живописи, кандидат искусствоведения, доцентФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», подчеркнула, что профессиональный успех творческой деятельности художника во многом зависит не только от глубины познания изобразительной грамоты но и систематического накопления практического опыта работы с натуры. Грамотный профессионал, владеющий широким спектром художественных приёмов способен ярко выражать свои идеи. Елена Андреевна отметила, что изучение специфики работы с ограниченной палитрой, поможет прийти к пониманию «целостности» творческого решения и научиться достигать максимальной художественной выразительности минимальными средствами.