Юг.Times:Сергей Зенгин:«Миссия наших выпускников состоит в развитии культуры своей страны»

01.12.2021

За 55 лет КГИК  выпустил более тридцати тысяч специалистов в различных направлениях искусства.

За время своей работы Краснодарский государственный институт культуры подготовил множество известных сегодня певцов, режиссеров, артистов, педагогов. Сейчас вуз находится на еще неизведанном этапе, когда цифровые форматы образования меняют даже творческие процессы. О том, как организовано обучение, к чему движется российское образование и как адаптироваться к актуальным запросам рынка, - в интервью «Юг Times»

СЕРГЕЙ ЗЕНГИН, ректор Краснодарского государственного института культуры.

- Сергей Семенович, вы стали ректором института 8 лет назад. Какими проектами, осуществленными за этот период в части организации учебного процесса, вы особенно гордитесь? 

- За это время в институте было реализовано немало таких проектов. К примеру, внедренная нами система многоуровневого художественного образования предполагает, что человек проходит сначала детскую школу искусств, получая базовые знания творческих профессий, затем отделение среднего профессионального образования, где ему помогут определиться с направлением искусства для будущей работы в нем. И уже после он становится студентом и изучает программы высшего образования, в том числе программы подготовки кадров высшей квалификации - аспирантуры и ассистентуры-стажировки. Кроме того, с 2017 года осуществляется набор в уникальный Музыкальный кадетский корпус, где обучение ведется по образовательной программе среднего профессионального образования, интегрированной с программами основного общего и среднего общего образования по музыкально-инструментальному искусству. 

Один из трендов современного образования - постоянное совершенствование профессионального мастерства, основную роль играет в этом дополнительное образование. В связи с этим мы реализуем федеральную программу «Творческие люди» национального проекта «Культура». Ежегодно на базе института проходят повышение квалификации и подготовку более 4000 работников организаций и учреждений культуры со всей России. 

Особенностью деятельности нашего вуза является тесное и плодотворное сотрудничество с различными общественными организациями - Российским военно-историческим обществом, «Боевым братством», Русским географическим обществом. Ведется совместная активная просветительская работа - это такие проекты, как «Без срока давности», «Исторический клуб», «Лицо Победы», «Герои Отечества», «Исторический кинопоказ». 

Постоянно проводятся художественно-творческие мероприятия, в том числе с участием международных организаций. Так, впервые на Кубани прошел масштабный проект - неделя искусства «Китай сегодня», в рамках которой состоялся показ знаменитой китайской оперы, а также выставки, лекции, творческие встречи, кинопоказ. Участвуя в культурно-просветительском проекте «ARTPROдвижение», педагоги КГИК проводили мастер-классы, а студенты выступали с концертами не только во многих городах Краснодарского края, но и в Чечне, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Ставрополье. 

ТЕМПЫ ВРЕМЕНИ 

- Изменился ли за это время ваш взгляд на то, каким должно быть институтское образование? 

- Не изменился, я всегда считал, что образование должно быть непрерывным и практико-ориентированным. Студентам важно получить компетенции, которые отвечают современным запросам общества. Кроме этого, сегодня норма времени - смена сфер деятельности, быстрое овладение компетенциями из разных профессиональных областей. К тому же динамичное развитие современного общества требует постоянной актуализации структуры и содержания образования, поиска новых форм и технологий накопления и передачи знаний. Важный тренд развития образования сегодня - цифровизация, переход на blended-формат (с англ. - смешанный), при котором традиционные формы аудиторного обучения сочетаются с элементами электронного. Одним из основных преимуществ данной технологии является повышение доступности образования, экономия временного ресурса как студентов, так и преподавателей, однако ее применимость для обучения по творческим направлениям подготовки до сих пор предмет оживленных дискуссий специалистов. 

Российское образование движется в сторону цифровизации, повышения практической составляющей, большей адаптивности к актуальным запросам рынка труда. 

- Поддерживает ли институт связь со студентами после их выпуска? Может, реализованы какие-то совместные творческие проекты? 

- Безусловно, мы с гордостью наблюдаем за успехами наших выпускников. Среди них много тех, кто уже завоевал свою аудиторию и может по праву считать себя знаменитостью. На базе КГИК постоянно организовываем творческие встречи и мастер-классы с именитыми выпускниками. Чаще всего нас посещают артисты Кубанского казачьего хора, Краснодарской филармонии, большинство из которых наши выпускники, а также Сергей Женовач - известный театральный режиссер, педагог, Олег Волков - оперный певец, артист Рейнской национальной оперы (Страсбург, Франция), Николай Медведев - пианист, Самир Азарян - шоумен, продюсер, ведущий. Выпускники и сегодняшние студенты даже работают совместно над разными проектами. Например, в постановке спектакля «Мартышка» профессора КГИК Владимира Рунова на сцене с артистами Краснодарского академического театра драмы им. Горького - наши студенты. Выпускники вуза возглавляют министерства, ведомства и учреждения Программы образования КГИК направлены на углубленное изучение творческих дисциплин и развитие талантов. культуры России, и мы всегда рады встрече с ними. 

- Кем должен быть, на ваш взгляд, успешный выпускник творческого вуза? 

- За 55 лет КГИК выпустил более тридцати тысяч специалистов в области культуры. Они становятся не только знаменитыми музыкантами, художниками, режиссерами, актерами, хореографами, но и преподавателями в вузах и школах. Выпускникам КГИК открыто много дорог, и нужно выбрать, по какой идти дальше. В этом, с одной стороны, сложность, ведь не всегда есть четкое понимание, куда двигаться, но вместе с тем это шанс опробовать себя в разных направлениях искусства. И главное, на мой взгляд, не то, в каком учреждении ты работаешь, а в том, чтобы в любой организации и на любой должности мог сохранять и развивать отечественную культуру. 

Успешный выпускник прежде всего обладает высоким уровнем знаний, имеет практический опыт в профессиональной деятельности, а также способен находить нестандартные решения в той или иной ситуации. И сегодня мы стараемся развивать в том числе эти навыки. 

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ 

- Сейчас на Кубани активно ведется деятельность нескольких кинокомпаний. Студенты КГИК готовы участвовать в их проектах? 

- Наши студенты не просто готовы участвовать в этих проектах, они уже это делают все последние годы. У факультета телерадиовещания и театрального искусства заключены договоры на практику с киностудиями. Студенты работают на съемочных площадках фильмов и сериалов, которые снимаются в нашем регионе, в качестве актеров, операторов, помощников режиссеров и продюсеров. Кроме этого, на заочном отделении у нас обучаются некоторые сотрудники этих киностудий, которые получают профильное образование. 

- Кто из выпускников вуза сегодня достиг профессионального успеха в других регионах страны? 

- Институт культуры - один из опорных центров подготовки кадров для сферы культуры России. Он и был образован для подготовки специалистов культуры для многих регионов нашей страны. 

За десятилетия своей работы из его стен вышло множество талантливых специалистов, достигших больших успехов в профессиональной сфере. Выпускники творческих направлений подготовки в настоящее время выступают в составе именитых государственных коллективов, а некоторые возглавляют их, завоевывая множество наград на всероссийских и международных конкурсах. Сегодня выпускники успешно реализуют себя во многих регионах: Наталья Мещанинова - известный российский кинорежиссер и сценарист (Москва), Евгения Колесникова - директор Донской государственной публичной библиотеки, Сима Куйсокова - солистка Государственной филармонии Республики Адыгея, Марта Харебова - преподаватель эстрадно-джазового вокала в Цхинвальском музыкальном училище им. Ф. Албарова (Южная Осетия), Валентина Ермакова - солистка Красноярского духового оркестра и ансамбля «Виртуозы Красноярска». Кроме этого, выпускники Краснодарского института культуры успешно работают и за границей. Например, Анастасия Чуприна, выпускница факультета народной культуры, является артистом Интернационального цирка «Чамлонг» (Китай), а Яна Грищук - руководитель дизайн-бюро в Калифорнии, куратор фотопроекта «Охотники за эстетикой». 

- Факультет дизайна, изобразительных искусств и гуманитарного образования недавно был самым популярным среди абитуриентов. Какие успехи у студентов в этом направлении? 

- На этом факультете сосредоточены направления, которые влияют на жизнь человека, - культура, искусство и дизайн. Будущие модельеры в рамках учебного процесса осваивают приемы декоративной живописи, композицию и макетирование, проектную графику, историю искусств, принципы дизайна среды и костюма. Для этого в нашем институте созданы специализированные лаборатории, а для будущих художников по костюму открыл свои двери Театр моды, где студенты имеют возможность презентовать свои коллекции на подиуме. 

Специальность «станковая живопись» - едва ли не самая творческая и интересная. Благодаря постоянной практике и экспериментам на занятиях, которые проходят в специализированных мастерских, студенты-живописцы уже во время учебы участвуют в групповых и индивидуальных выставках на внутренних и внешних площадках. 

Главный секрет успеха студентов факультета дизайна - не действовать по стандарту, а мыслить, строить концепции, уметь самостоятельно принимать решения, опираясь на современные тренды и технологии. 

Сегодня наши студенты, создающие искусство, культуру и дизайн, являются победителями, призерами, финалистами, дипломантами международных, всероссийских научных и творческих конкурсов, выставок, воркшопов и олимпиад. В их числе международный конкурс молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла», национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters, международный конкурс дизайн-проектов в мебельной индустрии «Мебелевская премия - 2020». 

НАХОДКИ ВОПРЕКИ 

- В период удаленного образования нельзя обойти стороной современные технологии, которые используются сегодня в институте. Расскажите о них подробнее. 

- Сегодня, наверное, самые актуальные вопросы современного образования связаны с дистанционными технологиями. На самом деле они применяются не один десяток лет, и практика показывает, что их использование имеет ряд преимуществ. В частности, студенты могут в удобное для них время изучать лекционный материал, выставленный на интернет-платформах. Правильно организованный алгоритм размещения и проверки заданий способствует большей систематизации учебного процесса. В нашем институте мы активно стали использовать дистанционные технологии с 2019 года. Это и коммуникация преподавателей и студентов в общем чате, и лекции педагогов в онлайн-режиме, и видеоролики с записью материалов занятий, аудио- и видеоконференции. Для этого созданы все условия. 29 учебных аудиторий оснащены стриминговым оборудованием, приобретены специализированные музыкальные инструменты - дисклавиры. Преподаватели прошли курсы повышения квалификации. В то же время мы понимаем, что повсеместно использовать дистанционные технологии в творческих вузах маловероятно. Абсолютное большинство наших направлений подготовки нуждаются в непосредственном учебном, творческом контакте педагога-мастера и студентов, причем как в индивидуальном, практическом тренинге, так и в групповом. Отсутствие практической работы на творческих специальностях, безусловно, приведет к «растренированности», потере уровня физических, психологических, речевых и вокальных способностей. Думаю, художественное образование в наиболее эффективном виде возможно только в традиционном «живом» формате, в условиях непосредственного взаимодействия преподавателя и студента. 

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 

- Вы скучаете по педагогической работе? Что считаете главным в работе преподавателя? 

- Постоянно вспоминаю с ностальгией работу в средней школе № 2 Геленджика, ведь это 12 лет жизни, приобретение первого профессионального опыта, возможность экспериментировать, использовать новые формы и методики работы. Преподавательская деятельность мне очень нравится. Работать с детьми, видеть, как из маленьких неопытных мальчиков и девочек формируются личности, а самое главное, участвовать в этом процессе - большое счастье. До сих пор мне иногда снится сон, будто я стою у доски и веду урок. Но с другой стороны, это огромная ответственность, ведь учитель воспитывает будущее поколение, и, на мой взгляд, главное в педагогической деятельности - заинтересовать учеников, «влюбить» в свой предмет, создать ситуацию успеха и поддерживать ее на протяжении всей учебы.

 - Что чаще всего вспоминаете из своей студенческой жизни? 

- Во-первых, это живое общение. Общение везде - на учебе, в общежитии, на практике. Во-вторых, это взаимодействие, мы всегда с однокурсниками что-то делали, в чем-то участвовали, например, в спортивных соревнованиях, выездах в совхозы, в различных практиках, днях первокурсника, играх КВН. Причем, что важно, мы сами их организовывали. Когда делаешь сам, то всегда запоминается лучше, да и дружба крепче с теми, кто вместе с тобой что-то создает.