Юг.Times: Сергей Зенгин:«Образование должно учить мыслить, а не ставить галочки в тестовых заданиях»

24.02.2021

Краснодар, 24 февраля – Юг Times, Аревик Тамразян. 0+ Для обучения квалифицированных специалистов важно сотрудничество университетского сообщества и представителей рынка.

Краснодарский государственный институт культуры  - один из крупнейших научных центров России в области культурологии и художественного творчества. Сегодня в институте обучаются около четырех тысяч человек - это будущие режиссеры, художники, хореографы, музыканты, библиотекари, актеры. О важных особенностях российской системы образования, ее проблемах и перспективах, об эффективных подходах к подготовке будущих творцов российской культуры рассуждает собеседник «Юг Times». 

СЕРГЕЙ ЗЕНГИН, ректор Краснодарского государственного института культуры.

- Сергей Семенович , отличаются ли сегодняшние абитуриенты от тех, кто приезжал поступать десятилетия назад? 

- С точки зрения стремления к профессиональному успеху, желания стать компетентным и известным профессионалом, пожалуй, нет. Но, к сожалению, снижается уровень подготовленности. У нас набор осуществляется на основе экзаменов по истории, литературе, обществознанию. И в этой области мы наблюдаем, что знания по предметам у абитуриентов, а затем и первокурсников низкие. 

- Кто для вас идеальный студент? Каким он должен быть? 

- Он может быть талантливым в разных областях, может стремиться к новому или развивать уже готовые проекты, но главное, что при этом он должен размышлять, искать, задавать неудобные вопросы. Только тогда я понимаю, что человек думает. Это очень ценно и, к сожалению, сейчас большая редкость 

РИСК НА БЛАГО

 - Какие проекты вуза, реализованные за время вашего руководства, вы назвали бы наиболее эффективными? 

- Во-первых, формирование многоуровневой системы художественного образования. Сегодня в нашем вузе работают детская школа искусств, колледж и музыкальный кадетский корпус, все уровни высшего образования. 

Многоуровневым форматом обучения мы добились четкого взаимодействия и органичного слияния программ предпрофессионального образования, среднего профессионального и высшего образования. 

Во-вторых, вовлеченность студентов в проектную деятельность, которая помогает им видеть результат собственного труда, развивает организаторские способности. Это и художественные проекты - «Лицо Победы», театральные или хореографические постановки, и научные - «Без срока давности» и другие. 

В-третьих, участие в проекте «Творческие люди». 

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об инновационной трехуровневой системе. 

- Практика показывает, что подготовка профессионалов в сфере искусства - это длительный процесс, который надо начинать как можно раньше. Кроме этого, важно минимизировать психологические риски, связанные с переходом от младшего уровня (предпрофессиональное образование) к среднему (среднее профессиональное образование) и затем к старшему уровню (высшее образование). Сформировав систему многоуровневого художественного образования, мы включили талантливых детей в вузовскую программу. Они обучаются по преемственным учебным планам, их ведут одни преподаватели, обучающиеся пользуются учебной базой вуза, они участвуют в конкурсах и фестивалях. Подобное обучение уже дает результаты. Мы видим мотивированных к обучению и поиску талантливых молодых людей. 

МАСТЕРА СТУДЕНТОВ 

- Культура традиционно развивалась в столичных регионах, а Кубань в этом смысле все же провинция. Как решается вопрос с преподавательским составом? 

- На самом деле уровень культуры на Кубани традиционно высок. Тому свидетельство - театры, творческие объединения, Краснодарская филармония, Кубанский казачий хор и другие. Преподаватели института - высококвалифицированные, сочетающие высокий уровень педагогического мастерства и профессионального опыта. Многие получили образование в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми. Другие окончили Краснодарский государственный институт культуры. Все они состоялись как ученые, мастера искусств и были приглашены преподавать в вуз. Например, Светлана Ливада, Анатолий Горгуль, Борис Трехбратов, Василий Гриценко. Вырастают молодые специалисты - Максим Журков, Дмитрий Семибратов, Эллина Меллоян. 

Я очень критично отношусь к работе коллег, но должен сказать, что у нас уникальный преподавательский состав. Внешняя экспертиза, безусловно, важна. Поэтому мы регулярно приглашаем звезд всероссийской величины с мастер-классами для студентов и педагогов. У нас бывали Вадим Абдрашитов из ВГИК, Иосиф Ворона, ректор ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, современные актеры кино и театра. Таким образом повышаем уровень квалификации наших сотрудников. Они у нас суперпрофессионалы, абсолютное большинство получили образование за пределами края. Мы лишь поддерживаем их уровень, периодически организовывая встречи с коллегами из федеральных вузов культурологического профиля.

 - Что для вас важнее: чтобы преподаватель имел научную степень или обладал высоким мастерством? 

- Научная степень важна для преподавателей теоретических гуманитарных дисциплин. Для преподавателей творческих дисциплин необходимы прежде всего творческие результаты, звания. 

В то же время отмечу, что ученые нашего вуза играют активную роль в научном сообществе не только Краснодарского края, но и страны, реализуют фундаментальные и гуманитарные исследования. И очень важно, что наша молодежь активно вовлечена в этот процесс, что, наверное, естественно, поскольку если преподаватель является ученым, лидером, то и студент следует за ним. Сегодня у нас семь научных школ, два диссертационных совета, что влияет на формирование научно-педагогических кадров, в том числе и для нашего вуза, а также способствует росту публикационной активности. В частности развивается наш журнал «Культурная жизнь Юга России». Проводятся конференции, в том числе совершенно новые и самое главное - востребованные. Наши преподаватели большую роль уделяют практико-ориентированным исследованиям. Так, в 2019 году мы начали принимать участие в важном проекте «Без срока давности: трагедия мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны». Был опубликован первый сборник архивных документов по преступлениям, совершенным немецко-фашистскими захватчиками на территории Краснодарского края. 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО 

- Какие факультеты сегодня самые популярные у студентов? 

- Сейчас все наши факультеты востребованы. Мы определили для себя приоритет - гуманитарные науки и культура и искусство. Это позволяет сосредоточить силы и ресурсы для качественной профессиональной подготовки по выбранным направлениям. 

- Как вы измеряете результат факультета? 

- Результат определяется конкретными достижениями. Один из первых, на мой взгляд, трудоустройство или профессиональная востребованность выпускников. Во-вторых, подготовка или участие в собственных проектах, которые заслужили признание профессионального сообщества, либо участие в профессиональных проектах. В-третьих, востребованность направления подготовки иностранными студентами. 

- Относительно творческих отраслевых специальностей, например, таких как дизайн, руководители предприятий часто жалуются, что выпускники не готовы к некоторым задачам на производстве. Вы просчитываете современные тенденции при составлении учебного плана? 

- Это противостояние было всегда и во всех специализациях: работодатели говорят, что молодые специалисты некомпетентны, а вузы говорят, что их выпускник профессионально подготовлен. Мы постоянно организовываем встречи преподавателей с работодателями, пытаясь объединить пожелания и возможности. Привлекаем к преподаванию практиков. Подготовка специалистов должна быть совместным процессом, осуществляемым в партнерстве учебного заведения и отраслевиков. Сейчас все в мире стремительно меняется, а технологии тем более. И важно регулярно обсуждать, что нужно профессиональному сообществу, какие именно выпускники будут востребованы, какие компетенции важны. Вузы в свою очередь будут готовить студентов креальности. Подобное взаимодействие приводит к корректировке учебного плана, для того чтобы наши выпускники были максимально востребованы. 

- Если у студента появилась идея создания фильма или видеоролика, он может просто взять камеру в институте и поехать снимать? 

- Наши студенты максимально используют учебное оборудование или музыкальные инструменты для реализации того или иного проекта. Мы стараемся создать условия, при которых каждый сможет себя реализовать. 

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ 

- Каким вы видите будущее культурно-досуговой сферы в связи с развитием технологий и сложностями эпидемиологической ситуации? Могут ли, к примеру, театры через какое-то время опустеть? 

- Думаю, современные технологии будут совершенствовать культурно-досуговую сферу, сложности эпидемиологической обстановки пройдут. Но уверен, что в центре культурно-досуговой сферы всегда будет человек с его переживаниями, эмоциями. И вряд ли театры опустеют. Потому что театральное искусство имеет свойство мощного нравственного, духовного воздействия на человека. Переживания, внутренние размышления, драматургия, а главное - непосредственный контакт актеров и зрителей никого не оставляют равнодушными. Но театральную культуру важно поддерживать с детства - со школьного возраста. 

- Вы много внимания уделяете факультету телерадиовещания. Недавно был открыт музей кинематографии Кубани. Что ждет эту отрасль в будущем? 

- Музей кинематографии Кубани - сказано громко. Пока музейная экспозиция. Но к музею стремиться будем. Все вместе - и наши преподаватели во главе с заведующим кафедрой Виктором Шониным, студенты и специалисты отрасли. Думаю, у кинематографии Кубани огромные перспективы. К развитию отрасли подключились администрация края, инвесторы. Создана кинокомиссия, одна из задач которой - развитие киноиндустрии в регионе. Планируется создать кинокластер. На Кубани снимаются фильмы, а в Краснодарском государственном институте культуры есть кафедра телерадиовещания и театрального искусства, где готовятся специалисты для киноотрасли. 

- Если бы проект времен СССР о создании в Чистяковской роще кинопавильона по типу Мосфильма был реализован, он был бы сейчас востребован? 

- Думаю, да. Ведь был снят знаменитый фильм «Кубанские казаки». Снимаются фильмы и сегодня. Проводятся кинофестивали. Поэтому придет время и для кинопавильона. 

Эта идея действительно долгое время обсуждалась. Павильон должен был быть на месте детского сада «Сказка». Уверен, он был бы очень востребован. Более того, я считаю, от этой идеи нельзя отказываться, нужно обязательно создавать такую площадку. 

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК 

- Как вы относитесь к народному названию института - «кулек»? Оно не обидно для культурного вуза? 

- Это исторически сложившееся название для всех вузов культуры России, и, конечно, оно никого не обижает. Студенты придумывают свои позитивные варианты, например, «кулек знаний». Для нас важны внутреннее содержание, атмосфера творчества и позитива, которая здесь царит, те традиции, которые сохраняются. 

- Вы работали в разных должностях, как оцениваете себя - вы больше творческий человек или управленец? 

- Скорее всего, творческий управленец. И для управленца, и для творческого человека важны замысел, идея, а также условия и механизм для реализации идеи, а затем - итог, конкретный продукт. Поэтому на всех этапах своей деятельности стараюсь добиться положительного результата. А положительный результат - это создание условий для профессионального роста преподавателей и студентов. 

Действительно, были периоды, когда я работал чиновником, но всю жизнь осознаю сам себя по первой специализации. Поэтому могу сказать точно, что я историк. А учитель истории - человек всегда творческий. Я даже спектакли ставил с учениками по сюжетам «Илиады» и других произведений. Мне было важно, чтобы ребята эмоционально прочувствовали и поняли предмет. Сегодня стремлюсь к тому же, но теперь как руководитель вуза, управленец. Мне важно создать все условия, чтобы преподаватели и студенты могли комфортно и эффективно работать. 

ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

- В чем видите плюсы и минусы системы образования России? 

- Если говорить о плюсах российского образования, то я бы выделил его вариативность - возможность выбора. Использование информационных технологий и изучение иностранных языков с начальной школы, а то и еще раньше. Создание ресурсных центров на базе учреждений профессионального образования. Реализация программы академической мобильности. Пожалуй, главный минус - Единый государственный экзамен. Его введение приводит к натаскиванию на определенные результаты, решению тестов. Может быть, для физики и химии ЕГЭ и является панацеей от всех бед, но для истории и литературы он точно вреден. Эти предметы с помощью учителей позволяют развивать ум и сердце, воспитывают граждан и патриотов. 

И еще один глобальный минус российского высшего образования. Разорвана цепь: работодатель - вуз - человек. Как результат, более 70% выпускников высших учебных заведений не могут или не хотят найти работу по полученной специальности. Появляется армия молодых людей с невостребованными амбициями. 

- И куда она пойдет? 

- В истории нашей страны были периоды, когда отрицалось прошлое. Делались попытки убрать героев, переписать те или иные события, уничтожить историческую память. В ХХ веке дважды, в 1917 году и в 1991-м, правительство прилагало все усилия для того, чтобы разрушать мир до основания, а затем… Но прекрасного мира не получалось. Невостребованная энергия людей уничтожала ценности. Гражданская война, национальные конфликты, а самое главное, человеческие жертвы - вот итог наличия армии молодых людей с невостребованными амбициями. В год Великой Победы - в 2020 году - некоторые молодые люди сжигали фотографии участников Великой Отечественной войны, пытались затушить Вечный огонь, который символизирует прежде всего память о погибших за Отечество, оскорбляли ветеранов. Думаю, это не просто хулиганство, а очень опасная тенденция стирания исторической памяти. Итог может быть печален.

 - Вы много лет работали с детьми и продолжаете общение с молодежью. Какой главный совет хотели бы им дать? 

- Быть честными прежде всего с собой. Развивать свой внутренний мир, потому что молодые люди всегда хотят преобразовать мир. И это очень правильно. Это источник движения. Но преобразование надо начинать с себя. Уметь ставить вопросы и пытаться находить ответы на них.