Юг.Times:Виражи кубанского киновека

11.05.2021

«Юг Times»  продолжает рассказывать о номинантах премии «Триумф».

Вот уже 30 лет профессор Григорий Гиберт преподает на кафедре телерадиовещания Краснодарского государственного института культуры. Человек, влюбленный в свое дело с самого детства, имеет несколько почетных званий.

Он - заслуженный деятель искусств Кубани, член Союза кинематографистов Российской Федерации, известный киновед, заслуженный работник культуры России. Но теория кино не стала его единственной сферой деятельности. Григорий Гиберт уверен, что и сегодня есть талантливые режиссеры, сценаристы, актеры, которым нужно помогать развиваться в профессии. Отчасти с этой целью он участвует во многих кинофестивалях как эксперт и член жюри, среди них - «Киношок», «Молодой киновек», а также ведет авторские проекты «Театральные тайны» и «Кинолекторий». Киноэксперт также является инициатором и организатором проведения фестивалей «Эхо России» в Краснодаре, документального студенческого кино «Золотая бабочка» в Горячем Ключе. В целом за три десятка лет своей творческой карьеры Григорий Григорьевич подготовил более трехсот телевизионных передач и интервью с мастерами кино, которые были показаны в эфире регионального телевидения. 

РОКОВАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ 

Интерес к киноискусству у героя появился еще в школьные годы. 

- Я родился в Якутии, а в 1960-м году приехал на Кубань, в город Хадыженск. Там я жил с бабушкой, и моим главным развлечением было чтение книг в местной библиотеке. Однажды в книге про Константина Паустовского я увидел фотографию мужчины, перед которым на коленях стояла очень красивая женщина. Подпись под иллюстрацией гласила: «Паустовский и Марлен Дитрих». Кто такой Паустовский, я в тот момент уже знал, а вот кто эта леди и почему она преклонила перед ним колено, меня очень заинтересовало, - вспоминает Григорий Гиберт. 

К счастью любознательного школьника, библиотекарь была очень участливой и предложила поискать ответ в киноэнциклопедии. Так Григорий Гиберт впервые узнал о выдающейся немецкой и американской актрисе и певице. А заодно и о других интересных личностях мира кино. С тех пор это стало основным хобби школьника. Позже классный руководитель обратила внимание на серьезное увлечение ученика и предложила развивать его. 

- Я вырезал заметки из газет, вместо пирожка из школьной столовой покупал журналы о кино и открытки с киноактерами. Сейчас у меня самая большая коллекция кинооткрыток - семь с половиной тысяч. Безусловно, такое увлечение было замечено учителем, и в результате я стал автором газеты, которая выходила в местном Доме культуры, - делится историей Григорий Гиберт. - Так я начал интересоваться историей кинорежиссеров. От руки переписал огромное количество статей. В основном по ночам, потому что книг было мало и забирать их домой библиотекарь разрешала только на один день. 

Все вокруг: и учителя, и одноклассники - были уверены, что Григория Гиберта ждет большой творческий путь, но учеба в театральном училище, куда он поступил, не была окончена по семейным обстоятельствам. Тогда будущий киноэксперт вернулся в школу, а по ее окончании поступил на филологический факультет. Но ни на день он не переставал интересоваться кино. Даже принял участие во всесоюзном конкурсе, посвященном юбилею советского кино, и одержал победу. После такого успеха вера в любимое дело еще больше окрепла и, получив диплом филолога, Григорий Гиберт поступил во ВГИК. Так наконец начался его профессиональный путь в киноиндустрии. 

ТВОРЧЕСКИЙ КАДР 

Сегодня на счету преподавателя Гиберта сотни талантливых экспертов в мире кино и телевидения. Его выпускники добились больших высот в профессии. Многие работают на федеральных каналах. Собеседник рассказал, в чем секрет успешного наставничества. 

- Я считаю, что студентам нужно давать главное - историю. Они обязаны ее знать, потому что иначе это люди, не помнящие родства, что для творческих профессий неприемлемо. К сожалению, с каждым новым поколением школьники читают все меньше. Я им всегда говорю, что необразованный человек, не знающий литературу, не может быть художником. Ведь получается, что он сможет снять фильм только о самом себе, а это будет интересно лишь родственникам, но не обширной публике, - уточняет Григорий Гиберт. - Надо много читать и много писать. Именно этого я требую от своих студентов. А они потом спустя годы говорят, что именно мои пары заставили их полюбить кино. 

Это, по мнению профессора, и есть главная задача педагога института, выпускающего кинематографистов, - привить любовь к истинному искусству. Только так, по его словам, можно добиться того, чтобы хорошее кино стало некоей культурной потребностью и зрители могли отличать качественную картину от массовой. 

Как же разобраться, хорошее ли кино, тем, кто не был студентом профессора Григория Гиберта? Эксперт дает простой совет. Стоит лишь попросить кого-то из зрителей рассказать сюжет фильма. Если он уложится в три минуты, притом что картина идет два часа, значит, это не кино, а что-то вроде аттракциона для развлечения. Настоящее же искусство будоражит чувства, дает много деталей, эмоций актеров, без которых передать смысл картины невозможно. 

- Кино с самого начала двигалось в двух направлениях. Коммерческое было заточено на развлечение публики, а просветительское пыталось доказать, что кино является искусством. Поэтому талантливые кинематографисты и изобретали свои выразительные средства, жанры, пытались рассказать какие-то истории через киноленту, - объясняет профессор Гиберт. 

Сам эксперт признается, что хотя и любит смотреть новинки киноиндустрии и только за последние 3-4 года видел около 3 тысяч фильмов, но любимыми остаются советские. Особенным для него является произведение Георгия Данелии «Не горюй». Эту картину он может пересматривать бесконечное число раз и продолжает открывать для себя что-то новое. 

- Я ни в коем случае не против современного кинематографа, но меня удручает ситуация, когда молодые режиссеры говорят: «Я сделаю фильм, которому позавидует Голливуд». Кто вообще сказал, что нужно брать за эталон голливудский продукт? Думаю, несравненно лучше быть режиссером собственной страны. Наше киноискусство не лишено психологии и глубины восприятия. 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЛЕД 

Как бы то ни было, кино - это все же способ воздействия на мышление, поэтому картины современного кинематографа должны быть качественными, уверен профессор. Ведь сегодня человек воспитывается в основном на визуальном искусстве. Даже школьникам сейчас рекомендуют демонстрировать фильмы, через которые они, не читая много книг, могут познать некую историческую базу или культурный минимум. 

- Мои однокурсники, которые сегодня преподают в школах, обратились ко мне за советом. Они столкнулись с тем, что нет отдельных книг на эту тему, им просто негде было брать информацию о кино для учеников. Так пришла идея моей первой книги, в которой я описал развитие кинематографа и лучшие картины начала XX века. Затем вышла вторая, как продолжение, посвященная кинематографу 30-х годов. Сейчас я пишу уже третью - о кино 1940-х и 50-х годов. В каждой из этих работ я ориентирую читателя не только на лучшие картины кинематографа, но и на кубанскую тематику в этих работах, - говорит Григорий Григорьевич. 

По его словам, в истории российского кинематографа очень много глав, посвященных кубанской земле. Например, в фильме «Красные дьяволята» режиссером выступил выдающийся актер немого кино, который в молодости проработал несколько сезонов в Ейском театре. Тем не менее, говорит Григорий Гиберт, Кубань, очевидно, уже не станет регионом - съемочной площадкой. Да, когда-то, после закрытия павильонов местного прототипа ВДНХ, в Краснодаре была идея организовать «кубанский «Мосфильм», но она оказалась загублена на стадии зарождения тогдашними чиновниками, а реализовать такой проект сейчас, в современной экономической ситуации, очень сложно. 

- В разное время Сочи, Краснодар и Анапа были претендентами на роль «кубанского Голливуда», - вспоминает профессор Григорий Гиберт. - Но пока я не вижу, чтобы кто-то был всерьез настроен на такие инвестиции. Большинство проектов, которые снимаются сейчас на Кубани, не нуждаются в кинопавильонах. Им достаточно торгового центра или вовсе открытой местности. Поэтому, пока не будет масштабных съемок, ждать кинопавильонов в кубанских городах не приходится.