Юг.Times:«Юг Times» собрал истории о педагогах и научных деятелях краснодарских вузов

05.10.2021

Сегодня по всей стране свой профессиональный праздник отмечают учителя школ и преподаватели высших учебных заведений.

Образование все еще остается одним из эффективных социальных лифтов, а учитель, как и всегда в России, это больше, чем просто преподаватель предмета и лектор: многим он помогает выстроить профессиональный и жизненный путь. Всемирный день учителя - это дань великому труду педагога, его вкладу в образование и воспитание, формирование личности каждого человека. «Юг Times» собрал истории о выдающихся педагогах и научных деятелях топовых краснодарских вузов, а также спросил их о том, как они пришли в профессию, чего им удалось достичь, как, по их мнению, меняется система образования и каким должен быть преподаватель.


От учителя до ректора

СЕРГЕЙ ЗЕНГИН, ректор Краснодарского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Кубани:

- Свою профессиональную деятельность я начал с обучения в Кубанском государственном университете по специальности «историк», «преподаватель истории и обществознания». До того, как стать ректором, я 12 лет проработал учителем истории в родной геленджикской школе № 2. Преподавательская деятельность мне очень нравится. Работать с детьми, видеть, как из маленьких неопытных мальчиков и девочек формируются личности, а самое главное, участвовать в этом процессе - большое счастье. До сих пор мне иногда снится, будто я стою у доски и преподаю. Быть учителем - это не просто давать знания из книг, это значит помогать своим ученикам преодолевать все трудности на пути к мечтам, понимать молодежь и верить в ее успехи. Учитель - гордое звание, которое по жизни несут только самые заслуженные и достойные! В сфере образования я работаю уже более 30 лет. 

Сегодня наш институт – это комплекс многоуровневого художественного обучения – от детских студий к школе искусств, от нее – к колледжу, а затем – к вузу. На базе КГИК открыт уникальный Музыкальный кадетский корпус. Мальчики поступают сюда после 4 класса, проходят серьезный отбор. И потом тут живут и обучаются не только общеобразовательным предметам, но и профессионально играть на музыкальных инструментах. Наша добрая традиция начинать новое полугодие с открытия какого-либо объекта. Так, ранее появились у нас мультимедийная аудитория, хореографический зал, новый стадион, спортивный комплекс, самая современная среди учебных заведений культуры и искусства страны библиотека, студия звуко- и видеозаписи. 

В новом учебном году по моей инициативе открылся Центр креативных индустрий. Это пространство, где все желающие молодые люди будут развивать творческие способности, осваивать современные интересные профессии, получать знания и сразу же применять их на практике. В Центр входят четыре направления: «Медиаспециалист. Работа в кадре», «Fashion-ART», «Школа театрального искусства», «Клипмейкинг. Компьютерный монтаж». Мы активно развиваем внутри вуза международное сотрудничество, проводим конкурсы и фестивали, которые приобрели известность не только в нашей стране, но и за ее пределами. На базе института культуры с 2019 года успешно реализуется федеральный проект «Творческие люди» национального проекта «Культура». В его рамках более 10 000 слушателей из 70 субъектов Российской Федерации повысили квалификацию.


Вдохновленная творчеством

ИРИНА ПОЛЕВА, доцент кафедры академического рисунка и живописи КГИК:

- В моем детстве в нашей семье всегда была творческая обстановка. Отец был художником, я все время рисовала, была рядом с ним. Затем стала художником школьной стенгазеты, декораций для школьного кукольного театра, позже поступила на художественно-графический факультет КубГУ. 

Мне нравится рисовать, со мной это чувство всегда, поэтому проблемы выбора профессии не было. Главный вклад преподавателя в свою деятельность - это прежде всего постоянное совершенствование мастерства, любовь к своему делу. Это я и стараюсь привнести в работу. 

Система образования в последние годы стала менее совершенной, более поверхностной, ориентированной по большей части на тестирование и общую характеристику. В результате качество знаний, само ремесло и школа «размываются», а у студентов снижаются понимание и ощущение значимости, ценности творчества. Однако подобное происходит не со всеми учениками, что не может не радовать. Взаимопонимание со студентами я стремлюсь выстраивать через искренность и доброжелательность, знания и уважение к личности, иногда через чувство юмора и, конечно, разумную требовательность. Главное - любить свое дело, быть постоянно ищущим творческим человеком, неравнодушным, жить интересно, активно. Студенты это видят и оценивают тебя. Отсюда складываются и отношения, и определенная оценка компетенции преподавателя. 

Замечательно, когда в группе на занятиях царит доброжелательная творческая обстановка и студенты хотят работать.


Все мы были студентами

МАКСИМ ЖУРКОВ, доцент кафедры театрального искусства КГИК, режиссер, член Союза театральных деятелей РФ, художественный руководитель театра «Шардам»:

- Поскольку я был очень непослушным учеником и зачинщиком разных неурядиц в школе, меня решили отправить на краеведческий конкурс. Классный руководитель посчитала, что мою энергию нужно устремить в правильное русло. Я взял текст, посвященный моему родному селу Дивноморскому, и выучил его от начала до конца. На конкурсе я рассказал текст наизусть, в то время как почти все другие участники зачитывали рефераты. В итоге я занял 1 место и был замечен в городе Геленджике. Выступление на краеведческом конкурсе стало отправной точкой моего сценического и творческого пути. 

Позже я стал участвовать и побеждать в других конкурсах, принимал участие в театральных постановках и постепенно шел к поступлению на театральный факультет. Я понял, что именно здесь соберутся воедино все мои интересы: музыка, хореография, рисование и спорт. В 2005 году я поступил в КГИК на факультет театрального искусства и окончил его в 2010 году. На 5 курсе меня пригласили преподавать, и дипломный спектакль я ставил вместе со своими студентами-первокурсниками. 

По окончании обучения в вузе я уже знал, что останусь работать здесь, и поступил в аспирантуру. Считаю, главное достижение педагога - его выпускники. Каждый раз, когда приходят новые студенты, педагог всегда должен искать уникальный подход к ним. 

Своими самыми выдающимися студентами я назову, пожалуй, первых выпускников, вместе с которыми открыл театр «Шардам» в Краснодаре. Один из наших спектаклей - «Мыр» (фантазия по произведениям Даниила Хармса) мы провезли по разным фестивалям и городам и даже были с ним на гастролях в Германии. 

Я считаю, что талантлив каждый человек. Главное для педагога - направить студента в нужную сторону, при этом не навязывая свое видение мира. Кроме того, преподаватель должен быть примером для учеников, показывая любовь к профессии и постоянно совершенствуясь. Чтобы все получалось и они стали хорошим коллективом, нужно привлекать студентов к участию в своих работах, делиться с ними собственным опытом.


Не отвернуться от призвания